понедельник, 23 сентября 2013 г.

Последний, 738-й прямой эфир проекта Permlive.TV 2011-2013 - 24.09 18.00 Permlive.TV Art- "Пермяк пермяку- ангел"- Выставка живописи писателя Нины Горлановой- прямое интернет-ТВ включение из Музея советского наива

Последний, 738-й прямой эфир проекта Permlive.TV 2011-2013

24.09 18.00 Permlive.TV Art- "Пермяк пермяку- ангел"- Выставка живописи писателя Нины Горлановой- прямое интернет-ТВ включение из Музея советского наива

mp3 подкаст
http://permlive.podfm.ru/my/738






https://www.facebook.com/events/388277847967897/



В конце сентября Музею советского наива исполняется ровно год. И мы открываем новый выставочный сезон одной из самых "пермских" по духу выставок.
Персональная выставка Нины Горлановой «Пермяк пермяку ангел» нетипична для нашего музея. Наивная живопись – это живопись людей «от сохи», которые зачастую не осознают, что создают произведения искусства: просто малюют для души и очень удивляются, что их картины ценят коллекционеры.
Нина Викторовна отнюдь не наивна. Она прекрасно образованный филолог и профессиональный писатель, давний ценитель и знаток мировой живописи. В молодости она зарабатывала публичными лекциями о художниках. В каждой её картине – толстенная философская «подкладка», множество скрытых смыслов, многие из которых не стихийно проглядывают, а намеренно заложены автором.
Какая уж тут наивность.
И всё же наивность! Если в своих прозаических произведениях Нина Горланова всегда продуманна: подбирает слова, тщательно выписывает героев, несколько раз меняет варианты сюжета – то в живописи она стремительна и спонтанна. Она пишет картины пальцами, не «заморачиваясь» такими мелочами, как перспектива или светотень. Пишет, как душа подскажет.
Таким образом, Горланова-художник – это в некотором смысле антипод Горлановой- писателю. Писательница родом из филологической юности, а художница – из далёкого посёлка Сарс.
Нина Горланова верит, что её картины переживут её. Она намеренно дарит их всем знакомым. Близким и далёким, чтобы они разошлись по миру. Произведения для выставки и собирали «всем миром» – через объявление в сети Facebook.
И всех, кто узнает об этом мероприятии в fb, мы очень ждем на открытии выставки!
Думается, пермяки охотно откликнутся. Ведь пермяк пермяку - ангел!

Куратор выставки Юлия Баталина и команда Музея советского наива




https://www.facebook.com/ngorlanova/posts/590576280988453

  • краткие записи

    На входе в здание увидели огромную афишу с моим ангелом.
    Он летел по Компросу как опровержение комсомольского атеизма!
    И у меня высохли слезы! А плакала я от волнения, говорила мужу: вдруг не придут, а придут - не поймут, вдруг не оценят…
    Но пришло очень много друзей! И они были благосклонны! А незнакомые зрители тоже говорили теплые слова. Даже поэт из Голландии (сейчас в Перми дни Голландии) сказал мне через переводчика:
    - Я не ожидал, что в глубине России есть такие гениальные художники, как вы.
    Слава:
    - Это гуманный переводчик приукрасил.

    На прессконференции Юля Баталина сказала:
    - У нас выставка небесная, стены покрасили специально в голубой цвет, под название «Пермяк пермяку – ангел»., и он густеет в глубину экспозиции. Нина назвала ее «Пермяк пермяку - ангел», и люди вели себя, как ангелы: несли и несли картины нам, когда мы дали объявление в ФБ.
    Еще Юля предупредила, что на выставке «много букаф», но надо их «асилить». На стенах помещены под трафарет мои записи из файла «Картины».
    В зале играл дуэт из флейт, в одном зале шел фильм Романова обо мне, в другом – видеовыставка с наушниками. Прекрасная половина человечества - изысканно одета, мужчины бешено фотографировали. Я подписывала буклеты и принимала букеты и конфеты. Влад Воробьев вел прямую трансляцию в интернете. Он сказал, что уезжает из Перми. Как же мы будем без него?
    Сегодня на фотографиях в ФБ обнаружила, что я ужасно скована, сутула, глаза опущены… Волнение не скроешь.

    Одна девушка сказала, что на выставке чувствуется свобода художника.

    Наташа Найденова шепнула, что мою наивную икону «Святой Христофор» видела то ли в Чердыни, то ли в Гремячинске.

    Кто-то сказал, что у него моя рыба, и она каждое утро говорит: «Надо жить».

    Волшебный вид из кабинета Н. А. будет написан мною: на Каме пароды, в небе - самолеты! И купол храма почти в окно входит.
    Слава:
    - Идут пароходы: привет советскому наиву! Летят самолеты: привет наиву!
    А ведь он в этом здании работал 35 лет тому назад… Во ВКИУ был методистом по преподаванию несекретных дисциплин. Помню это время как счастливое, потому что курсанты Славу любили и приходили к нам домой, небрежными движениями ремонтируя все, что попадется: телевизор, проводку, будильники, утюги, радиоприемники. Видимо, уровень подготовки у них был очень высокий.

    Больше всего выставка понравилась нашей внучке 4 лет – она играла с дедом в догонялки. Ее смех вплетался в нежный стон двух флейт.
    Еще внуков поразил настоящий аквариум, который стоял рядом с картинами рыб!!!
    Слава внуку 10 лет:
    - Запоминай, где какая картина висит. Лет через 40 напишешь мемуары «Бабушка-художник». Если ничего не запомнишь, ничего не напишешь – такие бабки мимо тебя проплывут!
    В девять вечера позвонил внук трех лет: «Бабушка, у тебя выставка? А я построил дом из двух стульев.
    - Ну, это более серьезное достижение, - сказала я.




    буклет
    Мир, который нас не меняет, но делает лучше 

    … Или вот ещё, совсем свежее: 
    «Яичницу вчера написала всё-таки. Муж сказал:
    - Яичница со взглядом ужасной судьбы и с хищным луком на горизонте.
    Слава советует написать Ноя с голубем, но сначала нужно съездить за картоном…» (НГ, 12 сентября 2013, запись на Facebook). 
    Нины Горлановой до сих пор нет в списке почетных граждан Перми. Но по её имени окликают и узнают Пермь уж тридцать с лишним лет – именно столько длится известность Горлановой как лучшего пермского писателя в современной русской литературе. 15 томов прозы, пьес, эссе – столько, по её подсчетам, написано ею с мужем-соавтором Вячеславом Букуром за годы совместной жизни. О ней – тоже немало: сотни откликов во всевозможных толстых журналах и сетевых сообществах, литературоведческие диссертации, статьи, документальный фильм, показанный по каналу «Культура» и т.д. Хотя, на самом деле, это капля в море, ничтожно малая плата за долю – ну, в общем-то, да, бессмертия, которую каждый получает, попав в горлановский космос. А в нём, как известно – вся Пермь (так, очень ёмко и точно называется быть может лучшая книга Нины Викторовны, когда-то изданная фондом «Юрятин»). Пермь для неё – судьба, любовь, город, дети, их дети, друзья, учителя, поэты, гении, ну ещё стукачи, конечно (куда без них – излюбленная тема 80-х), соседи-алкоголики, маньяки-библиофилы, Модильяни, Ван Гог, Ахматова, овощи с огорода, Бродский в виде ангела… «Жить и умереть в Перми?» - задается вопросом пишущий о Горлановой литературный критик журнала «Знамя». А что, можно где-то ещё? 
    Её Пермь – это уже целая Вселенная, архетипическая матрица бытия. «Пермь будет зеленоглазая у меня в картине (в виде девушки в шлеме, похожем на купол нашего Кафедрального собора, зеленые глаза, тело – Компрос, руки – Кама, а ноги – Хасана и Куйбышева)» (НГ, 8 сентября 2013, запись на Facebook). 
    Человекоподобный город, он же – в образах древа жизни и древа познания… Нина Викторовна умеет мифологизировать реальность, преображать ее милую бытовую требуху и возносить к небесам как никто другой из наших художников. Категории ангела и бога (в быту Нина Викторовна произносит по-простому: бок) вошли в пермский литературный обиход во многом благодаря ей, Горлановой. Только послушайте её, и поневоле озаритесь счастьем: Сеня Ваксман – такой талантливый, чудо, ангел! Киршин – ангел, конечно! Веденеев – несомненно, гений! И ангел. Слава Курицын – ангел мой, как ты заботишься о пермской литературе! Но если серьезно – хлопоча, как Марфа и внимая Слову, как Мария, Нина Горланова за десятилетия создала и утвердила свой миф – о поднебесной Перми, которая превыше мрачной ссыльно-каторжной судьбы некогда закрытого, стертого с лица земли «города Зеро», как выразился однажды давно писатель Анатолий Королев. Почитайте Горланову. Ее Пермь давно уже проросла сквозь саму себя и разлеглась своими хрущевками, оврагами и сиренью в саду мировой культуры. Диалоги с Платоном? Пожалуйста! Замуж за Пикассо? Но ведь он женат! «Он создает плод лозы виноградной…», - и это не выдумки. По крайней мере, на кухне Горлановой и Букура вас на самом деле могут удостоить глотка вина из пасхального кубка. 
    Кухня в коммуналке Нины Горлановой – это совершенно особое место пермской культурной жизни. Сакрально-богемное и очень демократичное, когда-то плотно набитое гостями, хозяйством, тысячами пельменей к празднику, смехом, танцами и - разговорами, разговорами, разговорами – о поэтах, художниках, искусстве, политике. Где-то начиная с 1980-х через кухню горлановской прозы, как сквозь киношную «колокольню счастья» в литературные кущи начали — в чем были — один за другим влетать пермяки, в некоторой растерянности узнавая друг друга на страницах ее новелл, пока все там не оказались. В домашнем салоне Нины Горлановой, а также прототипами ее прозы за несколько десятилетий перебывали, кажется, действительно все: писатели, поэты, филологи, историки, врачи, журналисты – Лина Кертман, Анатолий Королев, Леонид Юзефович, Виталий Кальпиди, Владимир Пирожников, Вячеслав Запольских, все Гашевы, Юрий Власенко, Шура Баранов, Юрий Беликов, Татьяна Тихоновец, Владимир Виниченко, Дима Долматов, Владислав Дрожащих, Алексей Решетов, Владимир Соколовский, Михаил Шаламов, Ольга Седакова, Израиль Смирин, Владимир и Марина Абашевы, Владимир Киршин и многие, многие другие. Создавая вокруг себя бурлящую и перенасыщенную творческую среду, Нина Горланова многим дала шанс прямого и ускоренного попадания в текст большой литературы, где Чехов и Бунин соседствуют с Довлатовым и Шурой Барановым, где все живы и прекрасны, все – герои и гении. Так хочется процитировать одного из них! «Сотни людей, - пишет поэт Виталий Кальпиди, - получали в этом доме уверенность, что культура существует, литература пишется и читается, поэзия несомненна и удивительна, а проза нужна и интересна. Но главное, что гости получали в виде знания – это уверенность, что именно они, каждый из приходивших к Горлановой и Букуру – и есть носители и хранители этой культуры, что они причастны к этой большой тайне, особенностью которой является отсутствие необходимости ее хранить, напротив – ею надо делиться со всеми, кто этого пожелает». 
    Когда в прозе стало тесно, Горланова параллельно занялась живописью. Ее наивные картины — цветы, дерева жизни, коровы, филины, индюки — звенят и лопаются от преизбытка цвета. Нина Викторовна человек щедрый, она их принципиально не продает – раздаривает многочисленным друзьям, друзьям друзей, читателям, всем хорошим людям. Эти растрепанные ангелы, букеты, горбоносые Ахматовы и золотистые Цветаевы, Богородицы в траве – что они для Горлановой? Радость, творческая жертва, терапия? Для нас-то уж точно – всякий раз нечаянная радость и еще одна дарованная возможность приобщиться, почувствовать себя избранным и посвященным. Придя в незнакомое место, начинаешь признавать его, заметив картинку Горлановой, поскольку ее «сирень» или «петух» — несомненный знак того, что ты находишься в пространстве той самой «всей Перми». Так же, как в ее прозе жизнь запросто входит в литературу, в художнической практике происходит обратное: искусство через картины проникает в жизнь — в быт, в кухни, квартиры, офисы. 
    И чем дальше, тем очевиднее становится, что именно Нина Горланова, её мир, её текст, её живые наблюдения, фантазии и вымысел – это и есть подлинная реальность. «От Лихой до Перми ехала ровно двое суток, и вместе со мной ехала книга о Ван Гоге. Она помогла снова прожить жизнь любимого художника… На первом пути перечитывала Пастернака: мы люди в той степени, в какой любим других людей…» (НГ, 12 августа 2013, запись на Facebook). Кто еще в Перми, если не Горланова, способен запросто на такое вот путешествие? Ее жизнь в этом городе – подлинное присутствие художника: увидеть каждого, запомнить, наделить любовью. Ну что тут скажешь: возьмите и меня с собою, Нина Викторовна, я тоже хочу. 

    Анна Сидякина

    Видеоэкскурсия по выставке с Ниной Горлановой from Molot-media / Rukinogi Video on Vimeo.

Комментариев нет:

Архив Открытой интернет-ТВ студии на Урал-информ ТВ в 2012-2013

Начало ссылок из архива типа http://permlive.uitv.ru/... замените на http://permlive1.blogspot.ru/...