17.08 17.00 Permlive.TV Books- "Личная библиотека Натальи Земсковой"- "Провинция и гений места"- мобильное включение из дома писателя и журналиста, автора романов "Город на Стиксе" и "Детородный возраст"
Mp3 подкаст
Юлия Баталина:" Речь в книге идёт о затягивающей, губительной силе провинции – пространства, где творческие люди не могут развернуться, где всё даже маргинальное принимается с насторожённой недоброжелательностью, и если нет возможности убить талант – то убивают его носителя, человека. В этом смысле заголовок – просто замечательный: Стикс – это и граница потустороннего мира, и просто ручей в Перми. Но, с другой стороны, та же провинция даёт пищу для размышлений, материал для творчества, дарит вдохновение, учит выживать вопреки обстоятельствам и, уж если полюбит, то будет на руках носить.
«Город на Стиксе»
Так называется новый роман Натальи Земсковой, который только что вышел в московском издательстве АrsisBooks тиражом три тысячи экземпляров.
Наша землячка Анна Бердичевская, писатель и главный редактор АrsisBooks, определила жанр романа как остросюжетную интеллектуальную прозу. Но автор считает, что «Город на Стиксе» будет интересен широкому кругу читателей и особенно жителям Перми — ведь книга написана во многом на пермском документальном материале конца девяностых — начала нулевых.
Светлана Федотова:"
Сюжет романа, казалось бы, банален: девушки в поисках мужчин, но это только первый, самый поверхностный пласт. Слоёв в романе несколько, и один другого глубже. В том числе метафизический или, если хотите, оккультный: провинция поедает своих жителей.
Внезапные смерти творческих людей потрясают город, и героиня «Города на Стиксе», оказавшись в водовороте этих событий (все герои погибают после того как она пишет о них статью), пытается выплыть и найти отгадку.
Это роман-ребус. Гибель одного из героев похожа на смерь пермского поэта Володеева. Другая героиня — вылитая копия директора Дягилевской гимназии. Тень хореографа Евгения Панфилова не сходит со страниц романа... Но всё это лишь видимость. Изысканный замысел Натальи Земсковой заключается в том, что в пространстве книги, где как бы всё похоже на жизнь Перми, есть на самом деле лишь эхо событий, которое автор интерпретирует, как ей вздумается
Маргарита Вениаминовна Реутова - уже двадцать лет замужем, но ее муж не может иметь детей, и Реутова практически с этим смирилась. Неожиданно судьба ей дарит шанс - родить ребенка от другого человека. Но для этого ей нужно очень многим пожертвовать...
****
Цитаты из романа Натальи Земсковой "Город на Стиксе"- ТЭГ "ПРОВИНЦИЯ"
***
«Провинциалы не любят платонических гуляний», – ворчал ссыльный Герцен
***
покорить провинцию сложнее и опаснее, чем центры
***
Культура рождается в провинции, вырождается в столице и в этой форме возвращается в провинцию
***
провинция – что-то вроде корневой системы, провинция питает центр людьми, их мыслью и энергией. Столица же, как черная дыра, все поглощает и требует новое. Провинция «выращивает жизнь». Центр нужен, чтобы эту жизнь истратить
***
провинция – это не столько изолированность от большого, «основного» мира, сколько разобщенность людей в самой же провинции
***
По С. Гурину, провинциализм бывает двух видов: пространственный и временной. Мир доморощенных мыслителей, изобретающих вечный двигатель кулибиных – пространственный. Провинциализм временной гораздо серьёзнее; это такой день сурка, когда всё неизменно начинается с нуля, от печки, и прорыв, качественный скачок, в этом случае невозможен.
Пометка: вот именно, периферийность – не столько географическое понятие, сколько игнорирование образцов, отсутствие платформы, на которой можно (нужно) строить дальше.
* Провинция – это источник, ресурс, корневая система. Она питает центр энергией и мыслью. А главное, людьми. Как топливом - в больших количествах. Столица только поглощает, чёрная дыра. Ресурс берётся для переработки, на то он и ресурс. Провинция выращивает, взращивает жизнь. Центр нужен, чтобы эту жизнь истратить…
* Провинция не может истощиться, так как питается земной, подземной силой.
Пометка: важно!
* Столичность - это процесс творчества норм и эталонов культуры, а провинциализм – это процесс соответствия нормам и эталонам.
Пометка: что ж, создадим эталон!
* «И собака в столице лает центральнее» - Станислав Ежи Лец.
* По С. Гурину, провинция – горизонталь, поверхность, плоскость. Столица, напротив, ось вертикали, попытка воспарить, взлететь.
Пометка: в деревне больше неба.
* Все уезжают за средой, с этим сложно поспорить
* Что есть махровая провинциальность, как не оглядка на центр и
что там, в этом центре скажут? Нет никакого центра вне, за
горизонтом. Центр там, где я, и я – ориентир.
* Провинциален лишь тот, кто не утверждён в жизни фактом своего рождения и, чтобы утвердиться, отправляется в центр, а затем - в другой центр.
* Центр там, где мейнстрим. А если здесь создать мейнстрим?
***
Провинция не нуждается в гениях и, самое главное, не может быть полигоном для проявления чьей-то гениальности, а, значит, отторгает этот чужеродный элемент
***
Пытаясь оторваться от земли, воспарить, столица устремлена в небо; провинция, наоборот, ухватилась, вцепилась за землю, растеклась по земле и зарылась в землю. Об этом есть у Фомина. Земное, земляное притяжение меняет и структуру времени в провинции. Оно тягуче и инертно. Отсюда эти хтонические смыслы
***
В провинции есть интеллигенты, но нет интеллигенции, есть культура, но проблемы с культурной средой
Комментариев нет:
Отправить комментарий